Зачем женщине "Штирлиц" репетитор "Достоевский"
Строить свои личные взаимоотношения представителям типа Штирлиц очень трудно. Подсознательно они сориентированы на систему этических ценностей репетитора Достоевского. Поэтому их личная система взаимоотношений носит несколько идеалистический характер.
С кем бы ни строили они свои взаимоотношения, они предполагают наличие в своем партнере таких качеств, как уступчивость, деликатность, щепетильность, порядочность, искренность, т.е. все те качества, которые свойственны этической программе учителя Достоевского.
Естественно, что реальная действительность постоянно разочаровывает женщин Штирлицев. Поэтому, анализируя предыдущий печальный опыт, они очень осторожны в формировании новых отношений. Очень нелегко сходятся с людьми, своего общества стараются не навязывать, о себе, о своей личной жизни рассказывают очень мало и очень неохотно.
Очень скрытные — можно проработать с этим человеком бок о бок несколько лет и почти ничего о нем не знать. В общении держат далекую дистанцию. Внешне очень недоверчивы, склонны к подозрительности, но тем не менее никаких проверок на "честность" они себе не позволяют — считают это бесчестным для себя и оскорбительным для партнера. Считают, если человек злоупотребил их доверием, пусть это будет на его совести.
Если, например, женщина Штирлиц подозревает кого-то из подчиненных в злоумышленных действиях, она делает общее предупреждение всему коллективу, зная, что там уже сами во всем разберутся и общими силами выявят злоумышленника. Гораздо хуже обстоит дело, если в коллективе назревает заговор против неё лично. Женщина Штирлиц некоторое время выжидает, надеясь, что "ядро заговорщиков" совершит какую-нибудь явную оплошность и тогда можно будет с ним "разобраться", либо кто-то из членов коллектива воспрепятствует заговору и погасит его. Если ни того, ни другого не происходит, она увольняет всех.
Любое проявление непорядочности, нечестности, подлости, предательства, жульничества переживает очень обостренно.
Женщина Штирлиц в этическом плане вообще глубоко ранима. Внешней суровостью и неприступностью она прикрывает свою внутреннюю уязвимость.
К злоупотреблению её доверием женщина Штирка относится очень болезненно. Причем дело здесь не в самолюбии и не в амбициях, а в том, что затронут его этический кодекс. Штирлиц подсознательно сориентирована на доверие к человеку. Доверие и порядочность считает нормой отношений. Человек, не наделенный этими качествами, в её понимании,- безнравственный злодей и отношение к нему должно быть соответствующим.
Штирка умеет признавать свои ошибки и свою вину (хоть ей это стоит огромного напряжения, поскольку такое признание, как правило, ею глубоко выстрадано), никогда не уходит от ответственности. Прямота и честность — самые активные качества её этики.
Но горе тому, кто заставит Штирку отвечать за чужую вину — по собственной воле и по своему желанию, она и сама может "прикрыть" кого угодно (кого считает нужным), но не дай Бог её "подставить" под неприятности, даже по недоразумению. Это хоть и будет считаться смягчающим обстоятельством, но тем не менее женщина Штирлиц проведет самое тщательное расследование, пока не разберется в истинных мотивах поступка.
Отношения с разочаровавшими его людьми Штирка рвёт без всякого сожаления и старается впредь о них не думать. Всякое упоминание об этих людях ей крайне неприятно. Когда ей о них напоминают, она обычно морщится и отворачивается.
Любое обострение отношений женщина Штирлиц воспринимает как объявление войны: мобилизует всю свою волю и энергию и начинает обдумывать план действий в сложившейся ситуации. Причем эта война обычно продолжается "до победного конца" и стоит ей огромного напряжения сил и нервов, что впоследствии сказывается на её самочувствии.
Штирка великолепно умеет обострять отношения и довольно быстро наживает себе массу врагов. Поэтому этическая программа её дуала - репетитора Достоевского - является для её "проблематичной" этики настоящим спасением, поскольку ориентирует на взаимопонимание, миролюбие, милосердие и уступчивость.
Репетитор Достоевский учит Штирку быть великодушной, уметь прощать, он "смягчает" Штирку, сглаживает острые углы её отношений.
И женщина Штирлиц успокаивается, видя перед собой этический пример учителя "Достоевского", умеющего стойко переносить любые разочарования и умеющего не держать зла.
Идеалистические принципы репетитора "Достоевского" обретают реальность, когда им следует счастливая женщина Штирлиц.